Проверка учащихся
31/08/2022

Чем объясняются установленные массовым анкетированием искажения в представлениях школьников о последовательности событий XVI—XVII вв.? Почему вопреки хронологической таблице в учебнике, вопреки табличкам основных дат в конце каждой главы, вопреки записи дат на классной доске и неоднократному их повторению на следующих уроках истории в VI классе, почему большинство учащихся в VII классе (т. е. через 8—9 месяцев) утверждают, что абсолютизм во Франции (XVII—XVIII вв.!) предшествовал крестьянской войне в Германии (начало XVI в.) и революции в Нидерландах (конец XVI в.)?

Можно с уверенностью утверждать, что причина лежит не в нерадивости учителя (в обследованных школах учителя проявляют большую .заботу о закреплении хронологии) и не в нерадивости учащихся (представления отличников страдают теми же недостатками). Основная причина, видимо, заключается в том, что в образовании устойчивых временных связей и представлений учащихся этого возраста (IV—VI классы) решающее значение имеет очередность изучения материала; при неокрепшей, неразвитой исторической перспективе школьника события, изучаемые позже, воспринимаются в его сознании как происходившие позднее. Очередность, предусмотренная школьной программой, согласно которой события, связанные с кардиналом Ришелье и Людовиком XIII, изучаются ранее, чем события крестьянской войны 1525 г.,— такая очередность оказалась сильнее датировки соответствующих событий хронологических таблиц, исторической последовательности .и синхронных связей. Эта искаженная перспектива и закрепилась в сознании учащихся прочнее, чем хронологические даты, в скорости забытые. Что это именно так, доказывают ответы четверочников и пятерочников. Уж они-тэ, старательно учившие по учебнику, хорошо помнят, что о гибели «Непобедимой армады» они учили задолго до «встречи» с Лютером и Мюнцером, а о кардинале Ришелье узнали раньше, чем о революции в Нидерландах. Их ответы на 4-й и б-й вопросы анкеты (об этих событиях) содержат наибольшее (даже сравнительно с общей массой школьников) число ошибок — 59 и 67%!

Отправка и получение корреспонденции на предприятии занимает много времени? Срочная доставка документов Москва последние дни лета 2022 решит проблему. Профессиональные специалисты компании 1-МИГ помогут наладить беспрерывную и стабильную деловую коммуникацию с партнерами, клиентами и контрагентами.

Результаты экспериментальной проверки позволяют сделать ряд выводов. Первый и самый главный: учитывая сравнительную сложность материала истории средних веков в отношении хронологии и недостаточное развитие временных представлений школьника этого возраста, необходимо обратить особое внимание на укрепление общей исторической перспективы в сознании учащихся. С этой целью шире, чем это имеет место в практике преподавания, укреплять синхронные связи событий средневековья с известными учащимся (из эпизодических «рассказов» в IV классе) событиями отечественной истории. Опыт установления таких связей, проведенный нами на ряде уроков в VI классе школы № 33 г. Тулы, полностью себя оправдывает. Возможности для этого имеются. К примеру, дату сражения на Косовом поле и дату изгнания монгольских завоевателей из Китая полезно сопоставить с хорошо знакомой учащимся датой Куликовской битвы, установить, что королева Елизавета I была современницей Ивана Грозного, а Людовик XIV — Петра I и т. д. Не менее важно установление синхронных связей с событиями средневековья при изучении отечественной истории в VII классе, включение важнейших дат из истории средних веков в хронологическую таблицу учебника для VII класса, как это сделано в пробном учебнике А. А. Вагина и Н. В. Сперанской (1967). Совершенно очевидна также необходимость синхронистической таблицы по> XVI—XVII вв. в учебнике истории средних веков для VI класса.

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4