САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПИТАНИЯ |
|
  |
Новости
История Музеи колледжа Библиотечный фонд Подготовка специалистов Международная деятельность Материально-техническая база Контактная информация Система качества колледжа Документация |
Теоритическая основа учения13/07/2021
От общего учения о методах преподавания истории открываются пути исследования все более конкретных вопросов методики— пути к методике решения важнейших образовательно-воспитательных задач школьного курса (например, к разработке методики формирования исторических понятий, методики эстетического воспитания в преподавании истории), к методике изучения различных сторон общественной жизни (вопросов экономики, вопросов культуры), наконец, к научной разработке методики изучения важнейших разделов школьного курса, сложных тем и отдельных уроков. Преподавать историю – дело нелегкое. Для начала необходимо пройти повышение квалификации кадров, а после приступать к практическим занятиям. Этот же путь абстрагирования применен и в теории урока истории, в частности в изучении проблемы типологии уроков истории: типы уроков исследуются первоначально в чистом виде, чтобы затем рассмотреть смешанные конкретные разновидности, имеющие место в практике преподавания истории. Иначе невозможен научный анализ ни одного вопроса методики. Теоретической связью между учением о методах и теорией урока истории являются раскрытие дидактикой закономерности процесса обучения — усвоения, последовательность и единство его основных звеньев — восприятия, осмысливания, закрепления, применения, проверки знаний, умений и навыков. В исследовании о методах автор стремится выяснить применение метода на всех указанных звеньях процесса обучения истории. Более подробно это рассмотрено в отношении метода рассказа, метода работы с картиной, с меловым чертежом. С другой стороны, в основе теории урока и типологии уроков истории лежат, в конечном счете, те же закономерности и основные звенья процесса обучения; на этой основе исследована методика урока истории, содержащего все звенья процесса обучения — усвоения и намечена типология уроков истории с преобладанием того или иного звена. Методологическим ориентиром для исследователя служит диалектическое понимание природы педагогических явлений и их отражения в теории предмета — понятий педагогики и методики. Только такой подход к предмету изучения дает возможность раскрыть внутреннее единство обучения и воспитания в преподавании истории, единство и взаимопроникновение звеньев процесса обучения — усвоения, единство всех трех групп методов обучения истории, единство методов обучения внутри каждой группы, переход, например, одного из методов устного сообщения в другой, сочетание, слияние методов (аналитическое описание переходит в объяснение, сочетание рассказа с картинным описанием превращает изложение в живое изображение и т. д.), единство, взаимопроникновение и слияние различных типов урока истории. При таком подходе к исследованию раскрывается диалектическая природа самого метода обучения истории, который предстает перед нами не только как способ работы учителя, но и как соответствующий способ работы учащихся, как качественно особый способ учебной деятельности и учителя и учащихся, не только как способ передачи исторических знаний, но и как обучение учащихся умению приобретать знания; при этом методы работы, применяемые учителем, выступают и как методы обучения школьника этой работе, как показ этой работы. Отсюда понимание процесса формирования умений и навыков не как особой добавочной «задачи» учителя истории, а как органической стороны обучения — учения в целом. |
© 20042010 Все права защищены Санкт-Петербургский экономико-технологический колледж питания |