Привычка использовать в науке укоренившиеся понятия
18/05/2016

Крайним случаем подобного влияния неосознаваемой сферы психики на содержание сознания являются параноидальные идеи, которые возникают у отдельных личностей, завладевают их сознанием и неосознаваемой сферами психики. При этом такие идеи в силу «убежденности» параноидальной личности в своих идеях могут оказывать большое влияние на других людей, подверженных такому влиянию. Несколько простых соображений можно высказать по поводу формирования у человека способностей к объективной оценке правдоподобия различных «истин», в том числе и научных.

Более простым случаем самообмана человека является подмена реальности изображающими ее понятиями, осуществляемая в его осознаваемой сфере, в субсистеме Б. Этот феномен часто проявляется не только среди обычных людей, но часто и среди ученых. Выше приводился пример абсолютизации понятия материи. Однако феномен замены реальности понятиями — частое явление и встречается в самых разных случаях. Фактически мы все живем не в мире реальности, а в мире понятий изображающих ее с той или иной степенью точности, с тем или иным правдоподобием. Наш мозг всегда отражает реальность не полностью и часто искаженно. Но если каждый раз задумываться об этом, придется только думать, а не действовать. И тем не менее, хотя бы иногда полезно вспоминать об этой нашей привычке, о глубоко укорененном стереотипе подменять реальность понятиями и нашими представлениями. Особенно важно это в случаях, когда нужно оценить какие-то важные факторы нашей жизни или веры и, тем более, когда нам сообщают информацию, которая существенна для выбора путей жизни. Порой семейная жизнь дает трещину и супруги принимают решение расстаться. Как подать на развод и обойти все подводные камни этого процесса расскажут специалисты правового центра Малина.

Склонность к упрощению ситуации, к помещению ее в узкие рамки четко очерченных понятий играет большую роль и в науке. Научная теория «хочет» быть простой, уместить основные постулаты и понятия в объеме кратковременной памяти, а лучше всего в простых позициях да-нет. Поэтому особенно в случае словесных теорий она тяготеет к примитивизации, к обобщениям. Разнообразие реальной картины множества индивидуальных явлений поглощается несколькими простыми понятиями, отражающими «сущность» этих явлений. В итоге реальность подменяется возникшими при ее изучении понятиями.

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4