Эстетический аспект
15/10/2015

В романе выражено и глубокое недовольство патриотов судьбой Сицилии, которой после объединения досталось незавидное место полуколонии. У Пиранделло- внука Джованни Риччи Грамито, поборника независимости Сицилии,- на традициях «сицильянизма» развилось острое чувство гражданской неудовлетворенности, позволившее точно уловить один из самых бедственных компромиссов объединения, закрепивших «отношение между Севером и Югом как отношение между большим городом и большой деревней». «А какое крушение всех иллюзий в самой Сицилии! Несчастный остров, на который смотрели как на завоеванную землю! Бедные островитяне, которых изображали варварами, нуждавшимися в цивилизации!» - восклицает Пиранделло устами своей героини - старой патриотки Катерины Аурити-Лаурентано, названной автором именем матери. Поразительно, как точно совпадает оценка ситуации, данная марксистом Грамши и персонажем пиранделлевского романа. Разочарование в результатах Рисорджименто наложило трагическую печать и на оценку, данную Пиранделло самому революционному движению: «Если удалось потушить это пламя, то не потому ли, что в нем самом не хватило должной силы и должного жара? Какое веселье, яркое зарево разгорелось от Сицилии до Неаполя! Там огонь снова вспыхнул и достиг Рима... А там, где пламя было сбито и погасло - в Аспромонте или на скалах Трентино,- осталась глухая пустота, распад». Роман «Старые и молодые» выражает разочарование в революции как всеобщую духовную катастрофу. Не успели разочароваться лишь те, кто погибли молодыми в пылу героических битв. На долю же выживших выпала вся горечь нравственных терзаний. Непереносимый стыд испытывает запутавшийся в банковских махинациях депутат Сельми, который и в предсмертные минуты сознает, что даже самоубийство не сотрет печати позора с его имени. На полное одиночество обрекает себя вдова героя Катерина Аурити, втайне мучимая подозрением о напрасно принесенных жертвах.
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4