Технический прогресс для ребенка
27/06/2015

Стремительный технический прогресс меняет и технику, и сами рабочие профессии. Не та теперь профессия слесаря-ремонтника. С внедрением в производство средств механизации и автоматизации изменилось содержание труда рабочего-ремонтника. Функции его расширились и усложнились, а широкое применение в современном сложном оборудовании гидро- и пневмоприводов увеличило удельный вес умственных операций в работе слесарей-ремонтников по наладке сложных автоматических средств гидравлики и пневматики. При испытании отремонтированного оборудования слесарям-ремонтни- кам приходится проверять работу различных узлов и механизмов, для чего надо хорошо знать конструктивные схемы оборудования, отдельные его узлы, а также средства автоматики. Необходимо также знать устройство всех станков и механизмов, входящих в линию, четко представлять работу и взаимодействие различных блокировок при осуществлении автоматического цикла. Хронометражные данные показывают, что более 70 процентов рабочего времени слесарей-ремонтников приходится на функции преимущественно умственного труда. Или возьмем профессию монтажника. В содержании труда монтажника все большую роль играют функции и навыки умственного труда, например: управление монтажно-сборочным и контрольно-измерительным оборудованием; контроль и проверка качества и точности монтажа конструкций; технические расчеты по определению усилий в арматуре при ее натяжении; участие в разработке монтажных схем и т. д. Все эти виды работы требуют в первую очередь навыков умственного труда, развитых форм мышления и восприятия, комплекса знаний на уровне десятилетки. Конечно, юноша, окончивший VII—VIII классов, не справится с работой, где нужно знать теорию механики, технологию машиностроения, технологию металлов и т. д. Для успешного овладения современной рабочей профессией молодежь должна получить широкие знания в области математики, естествознания, общетехнических, общеполитических и других наук. Современный мир труда требует от каждого рабочего не только технических знаний, но и таких качеств, как самостоятельность мышления, наблюдательность, самодисциплина. Вот почему в нашей стране вводится всеобщее среднее образование. Сотни биографий советских людей — людей, которые многого достигли, приумножили славу Родины своими делами, говорят нам о том, что эти люди заранее не знали, что из них выйдет. Многие после школы начали путь не с вуза, а с труда и довольно скромного. Например, генеральный авиаконструктор А. С. Яковлев начал свой путь с простого рабочего завода. Космонавт Г. Т. Береговой тоже вступил в жизнь простым рабочим. Но как трудно было тем, кто не имел прочного фундамента школьного образования! У нас в стране учатся не только дети. Работают и сотни общеобразовательных школ для взрослых. Иной раз так бывает, что и сын и отец учатся в одном классе, А ведь, если вдуматься, разве не обидно, что в зрелые годы человеку приходится латать прорехи своего детства? Это еще простительно тому, кто в свое время, в силу трудных жизненных условий, не мог учиться. Ну, а теперь? На пути к учебе нет никаких социальных барьеров — учитесь, развивайте свои способности, приносите пользу и себе и обществу. Тем не менее среди нынешних великовозрастных учеников немало и таких, кто в юные годы рассуждал точно так же, как отец Коли: чтобы работать у станка, хватит и восьми классов. А жизнь ведь не стоит на месте, она меняется с колоссальной быстротой, в нее непрерывно входит что-то новое, и мы говорим о внешних приметах и проявлениях этого процесса: огромном росте туризма, пассажирской авиации, телевидения, о том, что человек стал гораздо подвижнее, число контактов с другими людьми и информации, которую ему предлагает жизнь, увеличилось во много раз. Увеличилась скорость развития общественных процессов и явлений. Что это дает нам? Понимание связей между явлениями и их глубинных причин. А можно ли понять эти связи на уровне начального и неполного среднего образования? Общественные науки переживают пору расцвета, и количество знаний об обществе растет непрерывно. Тот, кто живет старым багажом, часто обманывается. Вот пример: вместо простого токарного станка появился в цехе автоматический — и на деле оказалось, что восемь классов уже «не тянут». Таким образом, мнение, будто среднее образование нужно только для вуза, явно устарело, но и сказать, что оно необходимо лишь для высокой производительности труда, т. е. для производства — значит сузить, ограничить его значение. Да и вообще: правильно ли расценивать образование только по его служебно-профессиональному назначению? С какой целью молодежь должна овладевать знаниями? Разве только для того, чтобы успешно запустить станок? Цель среднего образования — всестороннее развитие личности.

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4