Воспитание единства
27/06/2015

В воспитании единства слова и дела родителям следует порекомендовать метод А. С, Макаренко — систематически упражнять детей в выполнении данных ими обещаний. «По нашему глубокому убеждению,— писал Макаренко, — широко принятое у нас словесное воспитание, т. е. бесконечное разглагольствование о различных хороших вещах, без сопровождающей гимнастики поведения— есть самое преступное вредительство. Сознание не построенное на опыте, на деле, прежде всего слабосильно, во-вторых, одиноко, не способно творить никакую практику — это то, что для нашего общества наиболее опасно». В семье М. во всех случаях требовали от детей выполнения обещанного. Однажды Саша пообещал младшему брату взять его на каток. Вечером за Сашей зашли ребята, что-то переговорили между собой, и Саша стал тайком от брата собираться. Но «улизнуть» ему не дала мать: «А как с Витей? Ведь ты ему обещал».— «Но, мама, мы...»,— попытался было возразить Саша. «Ну, хорошо,— сказала мать.— Тогда я буду поступать с тобой так же, как ты с братом. Договорились?» Саша вспомнил про обещанный ему родителями фотоаппарат и сказал брату: «Собирайся!» В заключение нам хотелось бы предостеречь против явного заблуждения, будто воспитать правдивость можно с помощью ремня. Чего стоит, например, такая картина? От боли ребенок неистово кричит и просится: «Скажу, все скажу, только пусти!» Мальчик судорожно прикрывается руками, хватается за ремень, а отец, не разбирая, безжалостно стегает его, приговаривая: «Вот тебе!.. Вот тебе!..» Такой варварский способ выколачивания признания недопустим. Он физически и морально уродует ребенка, воспитывает у него притворство, двуличность, трусость, лживость. Процесс воспитания культурных привычек пойдет более успешно, если сами родители будут примерными. И здесь обязательное условие воспитания — личный пример родителей. Никакого лицемерия, приспособленчества и фальши не должно быть ни в одном акте воспитания. Но, к сожалению, такое случается еще порой. Приведу сценку, которую мне приходилось наблюдать в детском саду. Воспитательница готовилась продемонстрировать урок вежливости и культуры. В группу должны были прийти заведующая и представитель гороно. Желая произвести выгодное впечатление, воспитательница заранее отрепетировала с ребятами весь процесс их поведения перед гостями. В присутствии гостей дети вели себя хорошо, бойко отвечали на вопросы о правилах культуры поведения. Сами друг другу говорили «пожалуйста», «извини», «разреши» и т. д. Представитель гороно даже назвал их молодцами, а воспитателям порекомендовал перенимать «ценный опыт». Едва только гости ушли, как воспитательница и дети сняли с себя маскарад вежливости.

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4