С западной стороны городской посад
10/12/2014
С западной стороны городской посад ограничивался наиболее укрепленной крепостной стеной. На чертеже, как и в росписном списке, отмечены две проездные башни. Ворота той, что была ближе к Енисею, выходили к площади церкви Покрова, поэтому получили название Покровских. Вторая проездная башня называлась Алексеевской, на ней стояла самая большая «ломовая пушка». Обе башни были четырехугольными в плане и завершались невысокими, на четыре ската кровлями.
Указанный в описании «бык выводной» на чертеже показан в северо-западном углу крепости, обращенном в сторону реки Качи. Он представлял собой в тот период, вероятно, деревянно-земляное оборонное сооружение, выступавшее перед крепостными стенами, что позволяло существенно увеличить сектор обороны. На другом углу западной стены, обращенном к Енисею, Ремезов показал еще одну башню, сведения о которой отсутствуют в росписном списке. Не сообщается в описании и о жилой застройке за стенами крепости, изображенной на чертеже вдоль енисейского берега, а также о часовне, отмеченной Ремезовым у берега Качи.
Эти отдельные несовпадения характеризуют особенность градостроительной ситуации Красноярска на рубеже столетий — ее динамичность, когда по государеву указу или по воле случая элементы застройки исчезали и появлялись в непродолжительные сроки. Так шел процесс формирования наиболее приемлемой для русского человека пространственно-планировочной среды в новых условиях Сибири.
В первые десятилетия XVIII века Красноярск все еще оставался передовой военной крепостью, основная задача которой заключалась в приведении «под государеву высокую руку» немирных землиц в верховьях Енисея. В 1720-е годы, характеризующиеся наиболее активными действиями на новых территориях возглавляемого Петром I государства, основная задача Красноярской крепости была решена: вся Центральная Сибирь перешла под власть России. Ищете качественные Печатные платы, тогда посмотрите тут. Здесь вы найдете большой выбор печатных плат.
Красноярск оказался как будто на распутье: военные действия закончились, а хозяйственных функций город почти не имел. Даже устройство в 1720-х — 1730-х годах Московско-Сибирского тракта, прошедшего через Красноярск, практически не изменило ситуацию: городок по существу был только одной из сотен промежуточных почтовых станций на тысячекилометровой сухопутной дороге.
Вслед за вольными землепроходцами государство направило за Урал для изучения новых земель научные экспедиции, чьи материалы являются сегодня главными источниками, позволившими обобщить особенности развития сибирских городов XVIII века.
|