Вдоль китайской границы
10/12/2014
В конце столетия в малом остроге остались одни административные здания, главные из которых образовывали воеводский двор. На чертеже Ремезова он показан в виде четырех примыкающих друг к другу зданий, к одному из которых ведет лестница. По сохранившимся кратким описаниям, в воеводских хоромах имелись «передние сени», по крайней мере, две горницы и «переходы», где находились умывальные принадлежности воеводы; в хоромы вели два крыльца: парадное «переднее» и заднее «нижнее». Хоромы увенчивались «вышкой» — нарядным чердаком с пятью слюдяными окнами, которые были расписаны красками местным художником, дьячком Иваном Бронниковым. На чертеже в пределах стен малого острога обозначены также богадельня, постройка которой относится к самому концу столетия; тюрьма с собственной тыновой оградой и государевы амбары. Они являлись элементами архитектурного ансамбля соборной площади Красноярска.
Далее в росписном списке приводятся сведения о другой части города — посаде, формировавшемся к западу от малого острога. Вас отправляют в командировку в Белгород, тогда сразу поищите гостиницы в белгороде тут.
«Большой острог мерою кругом 324 сажени, да старова погнилова, и местами развалилось, и песком занесло 514 сажен; и по тому острогу 2 башни проезжие, а крыты башни драницами без шатров. По тому же острогу 4 ворот проезжие, да калитка, да бык выводной». Около Спасской башни со стороны посада находилась «площадь, что на торгу». На ней стояли «гостин двор» и таможня. От этой площади начиналась застройка посада, которая в направлениях главных улиц достаточно строго следовала широтному положению мыса. На ремезовском чертеже наглядно переданы линейные особенности городской структуры, в которых были заложены будущие тенденции планировочного развития Красноярска.
Почти в центре большого острога изображена вторая красноярская церковь — Покровская. Она представляла собой, судя по рисунку, тип храма, подобный Преображенской соборной церкви, но с иным завершением центрального объема. Точную конструкцию покрытия храма установить по данному изображению не представляется возможным. Однако по другим графическим документам, рассмотренным ниже, завершение Покровского храма можно отнести к так называемому одноглавому кубоватому, отличавшемуся от шатрового своими криволинейными очертаниями. Появление этой формы покрытия храмов в России относится к XVII веку, что характеризует довольно активное распространение новых приемов художественной выразительности произведений деревянного зодчества в отдаленных районах Сибири. Другая особенность Покровской церкви, запечатленная С. У. Ремезовым,—ее одноглавие. Это позволяет ограничить период постройки храма рубежом 1650-х годов, когда для русских православных церквей одноглавие было запрещено и узаконено пятиглавие. На чертеже рядом с церковью показаны также мощная вертикаль отдельно стоящей колокольни и небольшая часовня, живописно дополнявшие композицию ансамбля Покровской площади.
|